Форум » Око мира » "Кладбищенские истории" » Ответить

"Кладбищенские истории"

mort: Автор: Морт Бета : ну как обычно (отсутствует) Саммари: я ни в коей мере не претендую на лавры г.Чхартишвили (которого люблю и уважаю), но мне кажется, что будет интересно если и другие поделятся своими воспоминаниями об интересных некромемориалах. при этом, "некрофилом", как и Б.Акунин я себя не считаю ни в коей мере. Просто это дань уважения.

Ответов - 26, стр: 1 2 All

mort: Польское кладбище Я до определенного момента жизни панически, просто до дрожи, до сжатого горла боялся кладбищ, боялся могил. Могу с полным утверждением сказать, это было что-то на грани фобии. В городах, где я жил было много кладбищ, причем кладбищ примечательных, некоторые из них, как пояс были окружены чередой могильников прошлых веков. Были и места боев, превратившиеся потом в кладбища, были и разделенные кладбища - военное (для сов. солдат), польское, еврейское. Когда мама везла меня мимо них по дороге на санках я закрывал глаза и думал: "не смотреть, не думать о смерти, не бояться... и боялся так, что приходилось сжимать себя руками". И все равно боялся... А потом, когда я стал взрослее и стал ежедневно заигрывать со смертью, провожать "туда" своих друзей, также часто, как в другое дальнее путешествие на очередную "тусовку", на очередное байк-шоу, стало легче. "Отпустило". Хотя я всегда замечал, что страх в какой-то момент смешивается с уважением. "На кладбище таинственный уют, Здесь каждый метр навеки кем-то занят. Живые знают, что они умрут, А мертвые, что умерли - не знают." А.Дементьев. Польское кладбище рядом с костелом всегда было особым местом. Его таинственным образом обходили войны. Его пощадили немцы во время оккупации, оно уцелело и при Советах и даже сейчас вандалы стараются туда не соватся, хотя регулярно навещают находящееся за чертой города еврейское кладбище. Место это примечательное, со своими особыми памятниками и преданиями. Очень долго верили, что в склепах шляхты обязательно прятали золото, а по дорожкам ночью бродят призраки невинно убиенных пани. Старый кладбищенский сторож всячески поддерживал эти выгодные ему легенды. А мы - дети, боялись в одиночку ходить через его владения и делали огромный крюк, только бы не видеть старых крестов. В Советское время это было единственное место, где можно было похоронить "по обряду". Поэтому сейчас на кладбище соседствуют и католические и православные кресты. Старушки говорили что лучше будут лежать рядом с католиками под крестом, чем среди атеистов. Но попасть на кладбище было непросто - его из-за этого специально закрыли для новых захоронений, поэтому получение разрешения стоило и денег и подключения связей. Интересного на кладбище много: к сожалению сохранились не все склепы, еще моя мама рассказывала, что на нем было много склепов с бальзамированными трупами и сторож пускал их посмотреть на родовые могилы, положить цветы. Польский склеп (не путать со Sklep - что по - польски значит магазин) - интересное зрелище, сверху как будто небольшой домик или маленькая часовня, все основное находится глубоко под землей. И чем глубже - тем богаче была семья (ведь она выкупала монастырскую землю не только вширь, но и вглубь. Кстати вглубь можно было выкупить и обычную могилу, тогда гробы родственников ставились один на другой). Длинная лестница, скользкие каменные ступени (никаких перил, это не принято), а внизу - каменные столы могил, или каменное повторение гроба. Были и склепы, в которых лежали бальзамированные тела и были специальные окошки, через которые можно было видеть своих почивших близких. Сейчас склепов осталось лишь несколько - кстати в одном из них и устроена сторожка - но кладбищенскому смотрителю похоже такое соседство совсем не мешает и он спокойно зажигает фонарь на своем домике, курит на крылечке, пьет крепкий бальзам. Памятники над могилами (к сожалению сохранилось не все) - отдельное искусство. Очень много реалистично выполненных каменных деревьев с обрубленными ветвями - это символизирует, что человек ушел в расцвете сил, как срубленное дерево. Есть каменные холмы - а в середине мраморная плита с именем. Есть достаточно устрашающе выглядящие выше человеческого роста черные каменные стеллы - страшные порталы в никуда из ниоткуда, с готическими чудовищами или вензелями на них. Есть и светлые могилы - например стоящая плита, а на ней вырублены осенние листья и стихи (пан ушел в вечность осенью). Оградок практически нет - это только на советских кладбищах царит страшный индивидуализм - а здесь нет оград и нет скамеек, поляки не приносят на свои могилы алкоголь или еду. Кстати о советских кладбищах, и их темных сторонах тоже следует упомянуть. Мне хотелось выть, когда на соседствующих кладбищах для советских граждан я видел памятники, унесенные с польского. Эти же деревья (только с перебитой мраморной доской), каменный холм, и стеллы украденные отсюда смотрелись там глупо и дико среди красных звезд и пирамидок. Как памятник людской подлости и жадности, как памятник тем, кто не гнушается воровать у мертвых. У меня всегда было ощущение, что тех, кто пришел с миром кладбище приняло спокойно - и могилы генералов советской армии, защищавших Польшу в 40-х, эмигрантов бежавших от той же советской армии в 20-х - кладбище приняло спокойно. И красные звезды и чуждые кресты с перекладиной, не выбиваются из общего спокойного ритма. Лучше всего, как будто доказывая известную всем истину "осенены крылами Господне" сохранились могилы находящиеся ближе всего к костелу. Мрачный, темно-бордовый камень, железные готические крыши и шпили - они защищали доверившихся им. Как все это сохранилось - непонятно, бомбежки были страшными, в Советское время ничего не реставрировали и все равно фрески над входом показывают Марию и святых, выполненных с большим искусством. На кладбище своя мистика - или кажется или это действительно так, но бывает, что нужная тебе могила "прячется" - ты точно знал, что она здесь, а ее не оказывается, а потом придя в другой день находишь ее там, где и искал. К такой мистике все привыкли и говорят, что просто на небесах был "неприемный день". Еще иногда - но это не так удивительно, иногда из-под земли ни с того ни с сего (и дождей не было) начинают проявляться на свет божий более ранние памятники, сперва это просто непонятная шишечка, о которую споткнешься на дорожке, а потом уже как будто каменный столбик от ограды, коих здесь отродясь не бывало, а потом сторож, смеясь в усы, помогает пришельцу и оказывается, что это новая каменная стелла. Часто бывают и более мистические случаи - наша родственница шла через кладбище с ребенком, вдруг к ним подошла женщина, заговорила сперва с ребенком, потом с его матерью. Далее они шли по дорожке и болтали как две старые подруги. Так дошли до границы кладбища, где после дождя оказалась большая лужа - обошли ее и женщина исчезла, как сгинула. Поискав долгое время и не найдя новую знакомую )а дорожка с кладбища только одна через калитку и все могилы рядом просматриваются, мамаша пошла с дочкой дальше. Но до сих пор с некоторым содроганием вспоминает эту историю, притом, что ни в какую мистику, равно как и в Бога не верит. Когда в костеле играет орган в тихую погоду его слышно и на кладбище, и я понимаю, что хотел бы вот также лежать в тишине и растворяться в мелодии Баха. Многие кстати не идут внутрь, а приходят постоять около родных могил, слушать и плакать. Осенью за черные завитушки крестов (здесь много крестов выполненных из свернутах в завитки металлических прутьев) цепляются желтые листья, а дождь оставляет на эмалированных портретах свои слезы. Ощущение запустения и обитаемости - странное ощущение.

B4: Меня всегда привлекали кладбища, не православные, а именно католические, они слишком красивые, чтобы пройти мимо. А еще на кладбищах царит особая тишина и спокойствие, иногда там такое сколение энергии, что невольно проваливаешься в обморок. Такое случается со мной редко, но чаще всего именно на кладбище. Там так мирно и с тем тревожно, что понимаешь, это то место, где смыкаются невидимые силы жизни и смерти - экстремумы наших рождения и умирания. Именно на кладбище я понимаю, что бессмертна. С недавних пор, как начала изучать стоическую школу философии, я перестала бояться, я желала стать сильной и ей стала, ведь стоикам запрещено предаваться чувству скорби, потому что их уже не прельщает вечная жизнь, или вечное умирание, лучше умереть, чтобы к жизни прибавилось бессмертие и отнялась таки жажда жить вечно. "...наши кладбища расположены возле церквей или в наиболее посещаемых местах города, дабы приучить, как сказал Ликург, детей, женщин и простолюдинов не пугаться при виде покойников, а также, чтобы человеческие останки, могилы и похороны, наблюдаемые нами изо дня в день, постоянно напоминали об ожидающей нас судьбе..." Мишель Монтель "Опыты"

Potion_master: Несмотря на то, что я разделяю идею о том, что тело это храм духа, отношение к кладбищам у меня двойственное. Или тройственное... Или еще больше. С одной стороны, кладбище есть величайший памятник человеческому тщеславию. Многочисленные нагромождения останков, над некоторыми из которых нагромождены помпезные (что не мешает им быть шедеврами) знаки отличия. Неравенство, преследующее нас и после смерти. Гигантские города мертвых, каждый из которы занимает место, каждый из которых медленно гниет под единственным покровом, который, в сущности, ему необходим: два метра земли. С другой стороны - место очищения. Место, где каждый, по идее, может позволить "печали нашей вольно изливаться"... Но нужно оно, опять же, скорее живым, чем мертвым. Религия... да, конечно. Но, наверное, я в этом вопросе сторонник Диогена. Греки вообще понимали во многих вещах больше чем поздние цивилизации. Где могилы Ахилла, Александра? И кто знает или помнит с восхищением и скорбью имена многочисленных князей и баронов?


Tanjusha: Potion_master пишет: Где могилы Ахилла, Александра? Да ведь эти господа и не существовали никогда! Миф, не более того! Вот и отсуствие могил еще одно подтверждение.

пис_aka: Здорово. Сами понимаете, подсознательно не возможно не сравнивать, хотя, в общем-то и нечего и незачем. Но почему-то, после прочтения у меня осталось впечатление, что у вас меньше мистики и больше человечности.

mort: Кстати странно, но ощущения неравенства на этом кладбище практически нет - да есть склепы, и есть просто могилы. Но почти все они оч. выдержаны, никакого "золота", никакого подчеркнутого богатства. Есть могилы известных и богатых людей с простыми крестами-завитушками. (причем кресты тоже различаются по высоте - есть могилы где они высокие в человеческий рост, а есть где всего лишь сантиметров 50 - равнобедренные кресты, напоминающие греческие). все только от желания самого покойного или его родственников. а насчет помпезности и неравенства - это вам на Ваганьковское кладбище (думаю вы там были) надо сходить.. вот уж где ярмарка ненужного тщеславия. возможно след. мой отрывок будет думаю о нем... (я кстати удивлен, что Б.Акунин подробно на нем не остановился.. там много "интересностей".

Potion_master: Я по кладбищам стараюсь не ходить. Мне призраков и в жизни хватает. Тяжела и неказиста жизнь семейного медиума...

пис_aka: Potion_master хотите удивлю? после смерти их еще больше будет.

mort: "Ваганьково". Это не место успокоения...здесь никогда не бывает тихо. Вокруг бродят люди и не просто люди, а праздношатающиеся, абсолютно незнакомые и маргинальные персоны. От ларька перед кладбищем постоянно несется "Я куплет допою..."*. Именно знаменитости делают это кладбище знаменитым, они же его и убивают. Единственное, за что хочется сказать спасибо времени, за то, что кончились 90-е. Тогда на Ваганьковском хоронили постоянно (черные лимузины не успевали разъезжаться и огромными траурными волнами накатывали и стояли в пробке у ограды). Появились безвкусные богатые постаменты, черные плиты. Часто братки даже сами смеялись - "заказчик" очень быстро занимал свое место буквально в нескольких метрах от заказанного им ранее сотоварища. Нужно сказать и о своеобразном "кодексе чести", прямо как в "Горце" - на "святой земле" разбойники расправ не чинили, вели себя пристойно, истово крестились и видимо устраивали перемирия, чтобы сторожа успели похоронить жертв прошлых разборок, а их товарищи успели купить новые места для будущих*. Странное кладбище... странноватое. Не жуткое, хотя кости кажется вросли в землю и легли на кости*. В Советское время оно было другим. Его оберегали, как берегут "священную корову". Простые смертные ( вернее простые умершие... простите за каламбур) на него не допускались. Это было кладбище для избранных. И если на обычных московских погостах людям запрещено было "выдвигаться" *, то здесь самобытность покойного и его родственников наоборот ценилась. Старые ангелы, белые надгробия белой армии казалось еще сохранили для этого островка ауру прошлого. Может быть именно поэтому здесь нет рядов однотипных безрадостных могил, как на обычных "кладбищах спальных районов". Да и генералам здесь лежалось спокойно, никто их к счастью не трогал. А соседи попались культурные и с фантазией. Например могила известного футболиста - в середине вечнозеленая лужайка и футбольный мяч (интересно ночами покойник вылезает его погонять??). Или памятник любимой жене очень богатого человека - просто статуя.Молодая женщина, которая пришла сюда посидеть на камне, да так и осталась. Я не хотел бы останавливаться на главных достопримечательностях - могиле Есенина и Высоцкого. Каждый решает для себя сам...Я считаю, что эти памятники не отражают внутренней сути... но это мое мнение. Есть могила смотреть на которую мне грустно. И не только потому, что находится она на проходе, на общей дороге. Такое ощущение, что об нее можно было бы споткнуться, если бы не высокая золоченая ограда. Кто же пожелал своему дорогому человеку, лежать там, где ходят люди? Это могила дочери художника Шилова. Девочка сгорела совсем молоденькой. На могиле плачет ангел, золотой ангел, все золотое, сверкающе-игрушечное. Вот так она и лежит вся убранная в золото, но от этого почему-то еще грустнее. Не место сусальной радости здесь, не место елочным украшениям. Быть похороненным на "Ваганьково" - знак качества. Знак того, что ты чего-то достиг в этой жизни. Но побывав здесь, поневоле хочется быть безвестным. *В ларьке "торгуют памятью" Высоцкого. Напрягает...особенно когда плачущие родственники вынуждены в процессии выслушивать веселые песни "про алкоголика" и т.д. *места действительно выкупались в 90-е чуть ли не "рядами". и чем ближе к церкви тем дороже.. из-за этого сейчас на Ваганьково мало дорожек. * Кладбище близ села Новое Ваганьково было основано в 1771 г., во время эпидемии чумы. Из-за этого его сперва считали "нечистым" и избегали.. чумное кладбище... *на обычных погостах в ритуальном бюро обывателям предоставлялось право выбрать из нескольких памятников. По ранжиру. побогаче - мраморная плита, победнее железный треугольник. Если ветеран войны - то бесплатная пирамидка. И никаких "выпендрежей" . * Например на могиле известного хирурга Бакулева, который делал операции на сердце, руки, держащие красное кристальное сердце. Потрясающе красиво. Правда в Москве тогда возник анекдотец.. хоронят известного кардиолога. ставят памятник на могилу: гигантское сердце и хирург в серединке. вдруг из толпы скорбящих раздаётся истерический хохот. все оглядываются, а там у гинеколога истерика, он своё надгробие представил! еще не дописано.. буду пополнять.. кстати хотелось спросить - а не стоит ли перечислить, какие известные люди здесь похоронены и поподробнее остановиться - интересно будет или нет?? прямо списком

Лийа: mort Не доводилось бывать на польском кладбище. Да и в Польше была лишь однажды. Успела полюбоваться Варшавой. Но я могу себе представить, что и кладбища у них мистически красивы. Удивительное впечатление произвела эта страна… (если не считать того, что со стертыми в кровь ногами меня, тогда шестнадцатилетнюю, отказались подвести. Говорили – цыганка, и мои наивные демонстрации белой кожи под ремешком часов не помогли)) Но я не в обиде ))) То путешествие – одно из ярчайших воспоминаний... Мы гостили в монастыре, общались с монашками (вернее только здоровались с ними, улыбчивыми, милыми девушками… Ощущение покоя и тихого счастья переполняло нас. А органная музыка... Это настоящее чудо.Спасибо за интереснейшую заметку

mort: Польша потрясающая... а кладбище во Вроцлаве - ночью там немного страшно ( я пишу о другом польском кладбище, более старом и заброшенном). А на кладбище во Вроцлаве безветренными ночами на каждой могиле горят свечи в специальных фонарях... Зрелище величественное и жуткое...и слышен орган. Проходить рядом страшновато, кажется, что это "блуждающие огни" , а вот зайти ночью на погост почему-то нет... живые огоньки на могилах, когда видишь их на расстоянии вытянутой руки отгоняют ощущение мистического ужаса.

Silver day: mort А на чешском были?

Лунатик: Все... Хочу на кладбище mort Вы очень увлекательно пишете

mort: да и на чешском бывал.. они в основном такие "скрытые", в Чехии не оч. принято выставлять их. (можно объехать всю Прагу и не найти). был на Кутной горе в Костнице (часовня из костей). на чешских кладбищах оч. красивые мемориалы (особенно если семейные). Правда есть своеобразные кладбища в церквях (или около них) . особенно это относится к протестантам и лютеранам (кои до сих пор есть в ЧЕхии). им разрешено выкупать места прямо за церковью и даже в центре города (так как они не хотят лежать с католиками). часто их хоронят в "притворах", так что заходишь в церковь, а там одна половина - ну просто маленькое кладбище с оградками низкими и рядами могил.

Silver day: mort Я почему спросила, моя подруга живет в Праге, у ее мужа на каком-то из кладбищ (не пражском, причем), похоронены родственники. Смотреть на чешские кладбища - в какой-то степени эстетическая релаксация(с) Ви Хотя, это же Чехия...

Даная: Очень интересно написано. Меня тоже завораживает мрачная красота кладбищ, причем любых вероисповеданий, но я стараюсь там пореже бывать. Потому что ощущения у меня там такие, словно я вернулась в родной дом, где меня ждут. Жуть. И еще, почему-то, во время чтения мне вспоминались пещерные монастырии.

mort: ну да.. пещерные монастыри - Греция, Метеоры... где монахи ходят буквально по могилам их предшественников.. где в гротах складываются кости настоятелей... тоже оч. красиво.. ну и конечно "Кутна гора" и знаменитая Костница в Чехии... Я сейчас как раз думаю какое кладбище взять "следующим". просто есть неск. еще интересных московских кладбищ, но писать о них слишком больно - там кто-то из "своих"...

Даная: mort пишет: где монахи ходят буквально по могилам их предшественников.. где в гротах складываются кости настоятелей... Именно так. Только я, к сожалению, никогда не была в Греции и Чехии, поэтому вспоминала наши, крымские. Но впечатление от них такое же.

mort: Затерянное кладбище, вдоль старой смоленской дороги увидишь не сразу. Здесь отступали в Польшу французы, а Наполеон мечтал забыть о неопрятной, неприютной России и согреться после ее морозов в объятии пани ВАлевской. Здесь отступали и белобрысые молодые фашисты, последний набор истерзанной Германии, уже отдавшей своих сыновей в Сталинградский котел и Курскую дугу. Мимо пройдешь и даже не узнаешь, что здесь – место последнего приюта. Как и большинство деревенских кладбищ – оно на горе, в стороне от грунтовых вод, а окружают его высокие деревья, столетняя роща. Стоит спуститься с горки – внизу сельская идиллия, несколько сохранившихся деревенских домиков где доживают свой век те, кто совсем скоро отправятся на эту горку, но к сожалению уже не своими ногами. Кладбище обособленное – здесь хоронят только своих – тех, кто родился или жил в этой деревне. Места по большей части семейные – рядами. По ним можно проследить всю историю поколений, идешь по этим аллеям, и слышишь веселые прибаутки. «А эта моя двоюродная бабка покойница, веселой была – еще в 90 лет на свадьбах и поминках полными стаканами (гранеными) водку хлестала». А вот дядя и его жена - зарубил ее из ревности к председателю топором, а сам потом повесился. Поминки в деревне справляют каждый год – прямо здесь среди зелени ставят столы и зовут всю деревню. Раньше это могло быть и сто и двести человек – должен прийти каждый и с гостями. Сейчас от силы человек пятнадцать. Но все равно по правилам – сперва бабки «причитают», потом пьют, потом поют грустные песни, которые слышны от кладбища до околицы деревни. Самый центр кладбища – место святое и странное. Сюда стараются без нужды не ходить. Раньше в центре холма стояла церковь. Церковь тоже «семейная». Село принадлежало генералу Оленину (герою войны 1812 года), даровано ему было как освободителю от французов. Здесь он построил церковь, здесь призревал ветеранов, здесь же и был похоронен. На черной плите выбиты бисерным почерком строки: служил Отечеству как мог, как мог его любил. Центр кладбища старые могилы сохранились только благодаря генералу, хотя многие памятники уже стоят не на своих местах, укрывая чужих покойников. Несколько плит старички после того, как стало можно «верить» вытащили из под развалившегося (как развалился и сам колхоз) колхозного коровника. Трогательные плиты, трогательные судьбы. Дворянка, обитательница поместья, скончавшаяся в родильной горячке вместе с новорожденным, и на нежном розовом граните пожелание: пусть ангелы унесут душу на небеса. После войны церковь разрушили до основания вместо того, чтобы восстанавливать. А еще в 1941 несколько советских солдат, отрезанных от своих удерживали эту «высоту» почти месяц. Столь крепки были стены, возведенные в 1813 году, столь удобно расположение кладбища на горе. Говорят немцы еще и боялись, дух генерала был неприветлив к врагам, что-то мерещилось им между могилами, и они были уверены, что здесь засело, как минимум крупное подразделение (благо церковь была большая и разместить всех позволяла. Ночами солдаты жгли свечи, деревенские долгожители говорят, что еще и молились, потому так долго и не сдавалась "высота"). Удивлены были фашисты, когда обнаружили всего лишь трех человек, державших оборону, все были ранены и один при смерти. Их могилы теперь на этом же кладбище, причем похоронили их селяне, как мучеников под крестами. Вздыхали, один-то мусульманин-узбек был, но Бог простит. До сих пор вздыхают бабки, что немцы даже не позволили имена узнать, чтобы родственников известить, да и чтобы лежали не как безродные, даже без именных табличек, только с датой 1941й, но за безымянными могилами исправно «ходят», убирают, цветы всегда свежие. «Родные они нам – село защищали». Трава на кладбище густая и высокая, зелень яркая, ярче, чем на маленьких огородах внизу. Птицы поют. И так светло и радостно, пожалуй ни на одном кладбище такого не увидишь. И главное каждый внизу уже знает где его положат. Бабки просят, только не в уголок, чтобы не забыли, деды наоборот не хотят лежать на проходе. Стеллы и памятники тоже ставят по старшинству – самая высокая – патриарху-главе семейства, пониже остальным. Если дети - то по бокам от родителей. Сильно вычурные памятники ставить не принято – деревенские осудят. Все чинно-благородно, все по-старому. Генерала Оленина без нужды не тревожат – только дань памяти отдать. Вглубь где стояла церковь не ходят – в деревне издавна знали - плохие места там, где разрушили храм. Вот такой простой и понятный деревенский экзистенциализм. Если старушка одинокая – все скидываются на недорогой памятник, зажиточные больше, а так кто хоть сто рублей, да даст. Здесь действительно все равны

Даная: mort , прекрасно! Ощущения: мурашки по коже, но читаешь не отрываясь от начала и до конца. А когда про солдат читаешь - заплакать хочется. Очень интересно получилось.

Tanjusha: mort интересные получились все ваши заметки. Хоть тема и грустная, но это светлая грусть! Спасибо...

mort: Пискаревское кладбище, Санкт-Петербург. От автора - (Иногда в названии этого кладбища люди путают одну букву и говорят и пишут "Пескаревское"... возможно отсюда и прозвища этого места упокоения у местных жителей "Пискаревка" (или "пескаревка") и "Пискарь"... ("словить пискаря"....иногда шутили и так).). Это одно из самых страшных кладбищ Санкт-Петербурга (даже поправлюсь Ленинграда), что достаточно странно, ведь людей здесь хоронили меньше десяти лет. Здесь и могил-то по сути практически нет. Но ужас, трепет и отвращение оно вызывает в изрядной степени. Итак, начинаю короткую, но от этого не менее трагичную историю этого кусочка земли, отданного смерти. "Пискаревкой" в начале 20 века называлось небольшое поле, принадлежавшее помещику по фамилии Пискаревский. Земли эти были ничем не примечательны, находились на окраине Санкт-Петербурга, а после революции и вовсе были заброшены. Годом основания этого кладбища считается 1939, хотя хоронить начали чуть раньше. Сюда было удобно привозить солдат, павших на суровых холодных фронтах Финляндской компании. Особой популярностью кладбище не пользовалось, гораздо приятнее было видеть своих близких на Серафимовском или Новодевичьем. Свой жуткий урожай это кладбище собрало сполна во время Великой Отечественной Войны и блокады. Оно как будто вобрало в себя весь погибающий город и захлебнулось кровью, трупами и обтянутыми кожей скелетами. Немногие знают, но во время блокады другие кладбища были практически закрыты, а Пескаревское выбрано именно из-за своей удаленности, чтобы от большого количества трупов не начались эпидемии. Здесь нет памятников, нет опрятных зеленых холмиков. В дни блокады по всей территории кладбища были вырыты траншеи для братских могил, и в эти туннели на тот свет ушло более 470 тысяч человек. Ушли по большей части безымянными, еще и обнаженными – все теплые вещи с трупов снимались, золотые коронки выдирались первыми (и я не могу даже осудить это, как никто не сможет…главное было выжить тем, кто еще остался). Зимой родные привозили сюда трупы «на саночках». Я думаю многие помнят эти страшные кадры кинохроники. Часто бывало, что родственник, дотащивший свою скорбную ношу до кладбища, терял последние силы и понимал, что обратный путь уже не выдержит и оставался рядом с покойным, чтобы через пару часов остаться с ним навсегда. Иногда бывало, что по-ошибке хоронили и живых людей, просто упавших в глубокий голодный обморок. Нельзя не сказать еще и о такой темной стороне голодающего города, как трупоедение. Бывало, что трупы на Пескаревку попадали уже с обрезанными мягкими тканями. Специальные команды подбирали их на улицах, в домах и вдоль тротуаров. На пискаревке жгли костры, чтобы отогнать от мертвечины собак и…людей. Даже страшно представить эту картину – темный мертвый город и огромные ночные костры, вдоль траншей с трупами. Существовала и особая такса – два хлебных пайка, чтобы похоронить близкого тебе человека не в братской могиле, а чуть поодаль у ограды, возможно даже поставив самодельный памятник. Так мертвые отбирали у живых хлеб. Кладбище терпеливо, как клещ высасывало у города жизнь в течение всех военных лет. После войны, город отстраивался, и вокруг Пискаревки должны были подняться из руин новые дома и районы. По этим и другим причинам было решено на этом кладбище больше не хоронить, а сделать из него мемориал погибшим во время Войны. Проект комплекса разработали архитекторы А. В. Васильев и Е. А. Левинсон. Теперь кладбище стало напоминать действительно страшный некрополь – гранитные могильники с барельефами, бронзовые человеческие фигуры – солдаты, матросы, умирающие петербуржцы, траурные венки и опущенные знамена. Скорбь и запустение, которые усиливаются когда из репродукторов (каждый час в определенные дни) льется заставляющая сжиматься сердце и вставать волосы дыбом, даже у очень крепких людей, музыка – блокадная симфония. Темные каменные урны, очень похожие на погребальные – символы угасшей жизни. На кладбище в мраморном бассейне пылает вечный огонь, зажженный от такого же на Марсовом поле*. К счастью кладбище немного «отдохнуло». А еще в 70-х годах в теплые летние дни к нему было тяжело подойти - в воздухе явственно чувствовался жуткий запах разложения. И немудрено – в мерзлую землю скидывали трупы, лишь немного присыпая землей. И даже более поздняя засыпка не могла исправить положения, слишком много смертей пришлось здесь на квадратный метр в общем-то небольшой общей площади. Есть у кладбища свои мифы и легенды. Например, о том, что сторожа часто слышали и слышат здесь детский плач и стоны. И поверье, что нельзя вытаскивать мелочь из «бассейна» с вечным огнем. Многие из солдат, которым приходилось дежурить на Пискаревке, отказывались от этого «наряда» напрочь. Говорят больше одной ночи в этом жутком месте не выдержать. *(вот она, странная связь - Марсово пастбище – Зимнее кладбище)

Tanjusha: mort Спасибо. у меня тоже там родные лежат, очень дальние и далекие....

Даная: Я много раз читала про блокадный Ленинград, но, видимо, сколько об этом ни читай, не сможешь остаться равнодушным НИКОГДА. То, что там происходило - не укладывается в голове. А вы, уважаемый mort , превосходный рассказчик

пис_aka: Вызывает острое желание перекреститься. Наш милый Морт умеет напустить мистики, да так что, написав, сам, бывает, вздрогнет, а после посмеется над своей неожиданной (но лестной) реакцией. Разумеется, все вышесказанное мною - предположение.

mort: спасибо большое... если не оставил равнодушным - это лучшая похвала.. наверное пр.рассказчик потому что, все что я здесь пишу было и есть на самом деле... правда подчас интереснее всякого лит. вымысла. я стараюсь писать о том, о чем знаю, что видел сам... пасиб, еще раз ,кто читает несмотря на невеселую тематику.



полная версия страницы