Форум » О книгах » "Молот ведьм" . Теоретическая работа » Ответить

"Молот ведьм" . Теоретическая работа

mort: Время написания: 2000г. Предмет: культурология, философия. Дисклеймер: если будете использовать в учебе, просьба известить об этом меня. Содержание: факты о книге, анализ и т.д.

Ответов - 6

mort: Актуальность темы Книга "Молот ведьм" сыграла важную роль в развитии европейской цивилизации 16-18 в.в. и во многом сформировала сознание современных народов западной Европы и Америки. В течение 14-18в.в. она оказывала непосредственное влияние на внутреннюю политику различных стран Старого и Нового Света, а ее кровавый след можно увидеть и в девятнадцатом веке. Кстати говоря, в некоторых штатах Соединенных Штатов Америки и некоторых графствах Великобритании законы, карающие за колдовство, не были отменены вплоть до двадцатого века. Помимо этого, методы, использованные господами Шпренгером и Инститорисом и направленные на истребление столь ненавистного им женского пола, действенны и по сию пору. Имеются в виду хитро построенная демагогия, которая запутывает малограмотных людей, постоянные ссылки на непогрешимые авторитеты и искаженное толкование их слов, а также регулярные обращения к подсознательным страхам массового читателя. Все вышеупомянутые методы использовались многократно в течение двадцатого века и, надо сказать, небезуспешно. В качестве примеров можно указать на речи И.Геббельса, министра пропаганды третьего рейха или на ту агитационную литературу, которой идеологи холодной войны пичкали народы стран США и СССР. С развитием же средств массовой информации использование этих методов мы можем наблюдать и по сей день, причем в таких масштабах, какие и не снились двум вышеупомянутым инквизиторам. Выражение "охота на ведьм" отнюдь не утратило своей актуальности, а явления, которые мы с презрением именуем "средневековая дикость" по сию пору имеют место в странах "третьего мира" и, увы, в России. Впрочем, в странах Запада подобные явления также происходят достаточно регулярно ,хотя , как правило, они и закамуфлированы под законные действия. Да и католическая церковь по-прежнему сохраняет свое влияние в мире, и, несмотря на ее отказ от былых методов, страшные кары все также ожидают еретиков и колдунов, правда теперь только в аду. Но кто знает, что случится, вернись к церкви ее былое могущество? Цель и основные задачи исследования. Целью данной работы является исследование причин, способствовавших появлению книги "Молот ведьм"("Malleus malificarum"), равно как и последствий, которые повлекла за собой публикация этой книги. В рамках общей цели автор стремится решить следующие задачи: во-первых необходимо понять причины, в связи с которыми католическая церковь внезапно начинает поддерживать веру в ведьм, колдунов и демонов, раздувая шумиху вокруг этой темы, доселе запретной для обсуждения. Во-вторых, следует показать взаимосвязь между: 1)усилением борьбы между католической церковью и антикатолическими (еретическими) движениями и причислением еретиков к колдунам (и наоборот) в "Молоте ведьм"; 2)социальным статусом женщины в позднесредневековом обществе и явно женоненавистнической направленностью книги. В-третьих, автор стремится показать, как вышеупомянутая книга формировала сознание народов западной цивилизации и какое влияние она оказала на различные сферы человеческой жизнедеятельности. Источники и литература Большую помощь при создании данного реферата автору оказали следующие работы: в качестве источника исторических фактов, связанных с появлением книги "Молот

Potion_master: * Посмотрел на полку * - Надо перечитать. Давно не развлекался.

B4: Слишком не однозначный реферат, впрочем в духе современности: "Средневековье не круто". Ле Гофф виден сразу, но не помню, чтобы у него катары упоминались в XI веке и в Тулузе, где было одно из крупных сосредочений монастырей. Признаюсь, забыла, что об этом писал Оскар Егер. Но даже по книге "Цепный псы Церкви" Майкла Бейджента и Ричарда Ли, великих защитников ереси в современности, катары наравне с богомилами произошли от манихейцев, те от зороастрийцев; была сильна и секта гностического дуализма. Пик катаров пришелся на конец XII века (из-за реформ папы-миротворца Александра III (Роланд Бондинелли) и начало XIII (когда папство обеспокоилось за свои владения на юге Франции, где близ Альби были выявлены катары (Примечательно, что г. Альби, есть и в Ломбардии (Италия), о. Эльба в Тоскании (Италия), река Эльба в Священной Римской Империи, само название "Альба" переводится со франкского как "Заря"). В Нябре 1207 года папа Иннокентий III написал французским монархам о подавлении ереси в своих землях. Сам граф Тулузский пообщал искоренить катаров в своей вотчине, но даже пальцем не шевельнул. Альбигоский войны или Альбигойский Крестовый поход начался в 1206 году, но сами военные действия пошли после того, как утром 14 января 1208 года граф Тулузский приказал убить папского легата Пьера де Кастельно, который предал того анафеме. Полтора года спустя на реке Рона собралось 15-тысячное войско Симона де Монфор, духовным лидером был фанатик - папский легат Альмарик, цистерцианец, аббат Сито. Доминик Гусман, основатель ордена Доминиканцев, вышел из своего Арагона на первый план лишь в 1208 году, хотя возмутился ереси еще в 1203 году, когда впервые посетил Францию. Доминик был приближенным к Альмарику и де Монфору, в 1215 году он едет в Рим и присутствует на IV Латеранском соборе. В 1216 году папа Гонорий III официально признал орден Доминиканцев. Доминик умирает от лихорадки в Болонье в 1221 году, но его дело продолжили. После канонизации в 1234 году, началась волна судейства ереси. Подавив восстание папская машина доверила доминиканскому ордену и впредь заниматься делами ереси. Так появились первые инквизиторы. Практически все великие инквизиторы и папы-инквизиторы были доминиканцами: Гизлиери (первый папа-инквизитор), Юлий Антоний Сантори (осуживший брата по доминиканскому ордену - Джордано Бруно за запрещенные труды (вроде "De Magia" или более распространенные в наше время "Theses De magia" и "De magia mathematica"), Роберт Беллармин (который вел научные диспуты с Галелеем, и сохранявший ему статус ученого, когда Беллармин умер, средющий великий инквизитор посадил асторонма под пожизненный домашний арест), печально известный папа Иоанн, даже современный остающийся глава Конгрегации Доктрины Веры (приемницы Святой Инквизиции) Йозеф Ратцингер, он же папа Бенедикт XVI - тоже доминиканец. Если Гизлиери призывал искоренять протестантов и ересь, то после Беллармаина началось научное расследование всех дел, анализ и сопоставление их с точки зрения церковной политики и теософии. Даже чудо теперь принято было расследовать по-другому. "Молот Ведьм", как бы продолжил "Молот иудеев" XV века (об этом еще пишет Шеркспир в "Венецианском Купце") - книга, сборище народных страхов и попытка их рацианализировать с точки зрения Веры в Христа. Это не пособие по пыткам для инквизиторов - это мнение пошло после того, как "умные" князья и бургомистры решили подзаработать на вдовах и отобрать их земли, а так же заполучить крестьянские души - вот тогда и началась резьня и массовые сожжения ведьм и колдунов.


Лийа: mort Утащила читать ;)

mort: я и не говорю, что это пособие по пыткам. Нужно понимать, что большинство крестьян оставались неграмотными, да и вообще кто им даст читать такую лит-ру. Тут игра была и на доверии к печатному слову (прямо Техника СМИ), тем более освященному церковью. Также осн. мысль - всесилие инквизиторов, поощряемое светской властью. Ну а дальше пошел массовый психоз и охота на ведьм. Ведь мо многих деревнях сходки и без инквизиторов решали, кого в воду бросить...

Лийа: mort Сказать , что мне понравилось - не могу. *и автор тут не при чем* Не уверена, что смогу осилить "Молот ведьм" в оригинале... Но чувствуется автор, интересны его выводы, получилась фантасмагорическая, яркая и жуткая картинка, которая может, думаю, не только мне помочь взглянуть в одно из самых чудовищных ликов средневековья



полная версия страницы