Форум » Исторические произведения » Всемирная история сокровищ, кладов и кладоискателей » Ответить

Всемирная история сокровищ, кладов и кладоискателей

vovan: Владимир Андриенко Всемирная история сокровищ, кладов и кладоискателей Полный текст по ссылке: http://zhurnal.lib.ru/a/andrienko_w/kladu2.shtml Сокровища морей и океанов Подводные клады Часть Восьмая Сокровища под толщей вод Глава 2 Сокровища затонувших кораблей Перед началом работы над этой частью я долго думал, как расположить всю массу информации по затонувшим судам. И, в конце концов, решил опираться на даты, когда каждое из судов затонуло. И вот почему я поступил именно так, а не иначе. Пока далеко не все перечисленные мною здесь сокровища найдены и подняты на поверхность. И только факт их затопления остается бесспорным. 1502 год Сокровища «Золотой Лани» У восточного побережья Гаити, близ мыса Энтаньо, лежат на дне останки испанского судна «Золотая лань», попавшего в ураган 4 июля 1502 года. Судно везло королю Испании золото, серебро и драгоценные камни на сумму 5 миллионов долларов, которые губернатор Эспаньолы – маркиз де Бобадилья – отобрал у туземцев. Большая глубина и сильные течения делают весьма проблематичной возможность достать эти сокровища, среди которых надо особо выделить стол из чистого золота – личный подарок Бобадильи королю Испании. Этот клад, скорее всего останется на своем месте до тех пор пока технический прогресс не сделает очередной шаг вперед. 1521 год Сокровища «Флер де ла маар» В 1521 году флагман португальской эскадры «Флер де ла маар» отплыл из султаната Малакка, находившегося на юго-западном побережье Малаккского полуострова. На борту «Флер де ла маар», входившего в состав португальской эскадры под командованием завоевателя Малакки адмирала Альфонсо д'Албукерке, находились сокровища султанов Малакки, а также богатства, захваченные в Африке и на Аравийском полуострове, в Индии и Сиаме. Но путешествие «Флер де ла маар» продолжалось недолго. Почти сразу после отплытия, попав в сильный шторм, судно наскочило на риф и затонуло, на многие столетия став манящей легендой для кладоискателей. Отлитые из золота скульптурные изображения слонов, тигров, обезьян, украшения из драгоценных камней, китайский фарфор и другие сокровища с португальского корабля, стоимость которых, по оценкам специалистов, может составить миллиарды долларов, до сих пор лежат на дне Малаккского пролива у берегов Индонезии. В 1991 году весь мир облетело сенсационное сообщение о том, что на дне Малаккского пролива в 8 километрах от северо-восточного побережья острова Суматра под 18-метровым слоем песка и ила обнаружены останки затонувшего почти 500 лет назад португальского корабля с несметными сокровищами на борту. Неужели это «Флер де ла маар»? Сообщения о находке не сходили со страниц печати в Индонезии. В районе предполагаемой находки, куда немедленно устремились местные охотники за подводными кладами, корабли ВМС Индонезии вели круглосуточное патрулирование с целью пресечь несанкционированные попытки поднять с морского дна сокровища, аукционная стоимость которых, по некоторым оценкам, может составить около 9 миллиардов долларов, что составляет почти треть годового бюджета Индонезии. И понятно что страна не собирается лишаться этих денег. Поиски «Флер де ла маар» вела в течение двух лет индонезийская компания «Джаятама истикачипта» с разрешения правительства этой страны. Эти поиски обошлись компании в 10 миллионов долларов. Однако ее владельцы компании были готовы вложить еще столько же в подъем сокровищ с морского дна, рассчитывая, что выручка от продажи ценностей с аукциона составит 9 миллиардов долларов и все с лихвой окупиться. По условиям контракта, половина добытых сокровищ должна была достаться правительству Индонезии, при этом предметы, представляющие историческую ценность, должны были быть возвращены правительству Малайзии. Но 9 миллиардов отлично делится на несколько частей. Трудности были у компании совсем иного характера. Нет полной уверенности в том, что старинные монеты, нож, балластовые камни и другие находки, поднятые поисковой группой с морского дна у берегов Суматры, которые послужили основанием для сенсационных заявлений об обнаружении останков «Флер де ла маар», действительно были частью груза этого корабля. Нельзя исключить, что они находились на борту других кораблей португальской эскадры, которые, как полагают, напоролись во время шторма на рифы у берегов Суматры и пошли на дно вместе с «Флер де ла маар». Да и сам владелец «Джаятама истикачипта» признал, что представитель компании в Сингапуре явно поторопился с сенсационным заявлением, которое было тут же подхвачено информационными агентствами. В дележе сокровищ «Флер де ла маар» поспешили принять участие и кладоискатели из других стран. Одна из австралийских археологических экспедиций объявила, что завершила переговоры с представителями правительств Индонезии и Малайзии о подъеме груза с португальского корабля. Но индонезийские власти не спешат идти навстречу кладоискателям. В соответствии с международным правом, найденные ценности должны быть поделены между тремя сторонами: страной, которой принадлежал корабль, страной, в чьих территориальных водах найдены сокровища, и теми, кто их нашел. Глава индонезийского Управления археологических исследований отметил в этой связи, что его стране не хватает опыта для проведения таких работ. Подводные сокровища у берегов Индонезии не дают покоя многим. При этом одни озабочены, как ими завладеть, другие – тем, как их сохранить. Борьба идет с переменным успехом. Да и можно ли вообще говорить о надежной охране мест кораблекрушений, если в водах Малаккского пролива до сих пор действуют пираты? Так что история «Флер де ла мар», если это действительно это судно, может иметь самый неожиданный финал и цепь кровавых разборок может продолжиться. Море неохотно отдает людям свои тайны. Так что клад «золотого корабля» все еще на дне морском и ждет своих открывателей. 1588 год Поиски сокровищ «Непобедимой Армады» 23 марта 1587 года во дворец Эскориал привезли депешу от испанского посла в Париже. В ней было сказано, что королева Шотландии Мария Стюарт казнена по приказу Елизаветы Английской. Король Испании Филипп выслушал эту весть молча и внимательно посмотрел на дона Алонсо Мартинеса де Лейва, а затем на дона Альваро де Басана маркиза де Санта-Крус. –Она решилась на это, – выдохнул король. – А я думал, что эта засидевшаяся в девках королева только пугает. Но она подняла руку на коронованную особу. Больше того на наследницу престола Англии. Де Лейва и Санта-Крус переглянулись между собой. Они понимали чувства своего короля, и для виду напустили на себя скорбный вид. Но на деле были рады такому повороту событий. Уж теперь-то король решиться на решительные действия. –Что скажете? – строго спросил Филипп II. –Королева Англии совершила святотатственный поступок, – подал голос де Лейва, любимец короля. – И в вашей власти, мой государь, наказать еретичку! –Флот вашего величества готов ответить по королевскому слову громом своих пушек по еретикам, – поддакнул де Санта-Крус. –Вы снова говорите о морском вторжении в Англию? – Филипп боялся этого и много раз отвергал этот план. Он не был глуп и понимал, что пока соблюдается паритет между морским могуществом Англии и Испании. Хотя чаша весов медленно ползет в сторону Англии. – А если мы потерпим поражение? Вы понимаете, господа, чем нам это грозит? Тогда морское могущество Испании будет навсегда утеряно. В такой игре рисковать нельзя. –Но, Ваше величество, – воскликнул де Санта-Крус, – мы сейчас сможем собрать эскадру в 100 кораблей, или даже в 130. Практически нет никакого риска. Или вы престали мне доверять? –Нет, нет, дорогой дон Альваро, – поспешил успокоить его король. – Я хорошо помню выигранную вами морскую битву при Лепанто. Вы один из лучших флотоводцев Испании. –Вы щедро наградили меня тогда, и я стал адмиралом Океана-Моря, – маркиз де Санта-Крус полонился королю. – И я снова готов служить вам государь. Я стану готовить флот, если вы велите! А затем снова поведу его в бой. Международная обстановка для вторжения в Англию – лучше не придумаешь. Франция погрязла во внутренних смутах и вмешиваться в наш конфликт не станет. Немецкие князья теперь также слишком слабы. Станут сидеть как мыши в норах. Германский император Максимилиан II ваш кузен окажет содействие. –Больше того, – начал атаку с другой стороны де Лейва, – в самой Англии у нас есть союзники – католики, враги еретиков протестантов. С нами сам папа римский. Ватикан не станет молчать, узнав о казни верной католички Марии Стюарт. Наш посол в Ватикане граф Оливарес сделает все как нужно. –Граф мастер на такие дела, государь. Ведь Мария хотела завещать свои права на английский трон вам! И папа признает эти права. Я уверен в победе вашего флота, государь, – вмешался в разговор герцог де Медина. –Не флот, а армаду! – торжественно произнес де Лейва. – И я готов идти на одном из кораблей и сражаться с еретиками во имя торжества дела вашего величества. –Непобедимую армаду! Бог, мой государь, открывает вам путь для подавления ереси! –И многие гранды Испании пойдут воевать за святое дело! –Принесите в мой кабинет карты английских береговых укреплений. Также карты Шотландии и Ирландии! – повелел король. – Я стану изучать их и затем приму свое решение! Де Лейва и де Санта-Крус улыбнулись друг другу. Они добились своего. Король стал на путь войны! Итак, кульминацией долгого морского соперничества между Англией и Испанией была посылка к берегам островного королевства могучего флота «Непобедимой Армады». После этой экспедиции по мнению короля Испании Филиппа II и морского министра маркиза де Санта Крус Англия должна была стать вассальным владением Испании. На эту затею были истрачены колоссальные средства! В состав громадного флота вошли 130 кораблей, на борту которых находилось 2400 орудий и десанты из 19 тысяч солдат, не считая матросов. Правда, возглавил армаду не маркиз Санта-Крус, умерший незадолго до выхода флотов в море, а герцог де Медина-Сидониа. С 21 по 27 мая 1588 года англичане в трех морских сражениях нанесли испанцам значительный урон, а затем шторм, довершил разгром Армады. Гибель «Непобедимой Армады» положила конец безраздельному владычеству Испании на море и дала работу сотня искателей приключений на долгие века. Дело в том, что на испанских галеонах в экспедицию против Англии отправилось множество богатых и знатных лиц. Они везли с собой свое золото и драгоценности. Такая уж была привычка у знати – везде окружать себя роскошью. На испанском корабле «Росарио», который захватил английский адмирал сэр Френсис Дрейк, оказалось 55 000 золотых дукатов! А сколько еще сокровищ лежат на дне, в трюмах поглощенных морем кораблей? Об этом задумались многие. Если на «Росарио», далеко не самом крупном корабле армады, было столько золота, то сколько его может быть на кораблях где шли знатные грады? Исследователь Армады Роберт Стенюи в своей книге «Сокровища Непобедимой армады» приводит такие строки из королевского письма герцогу де Медине: «Жалованье на всю Армаду составляет 116.000 дукатов, а двойное жалованье – соответственно 232.000 дукатов… Офицер казначейства получит 433.878 дукатов по 10 реалов. Таким образом, остальные 200.000 дукатов вам надлежит взять с собой. Озаботьтесь, чтобы из этой суммы не было взято ничего, и чтобы она была погружена целиком». 200 000 дукатов! Даже если они были распределены по десяти капитанским галеонам, есть от чего пустить слюну искателям сокровищ. Но я прежде всего археолог, поэтому, сделав себе заметку для памяти, продолжаю читать дальше». Следовательно, исторические документы говорили – было что искать! И началась эпопея поиска сокровищ «Непобедимой армады». В сентябре 1588 года флагманский корабль испанского флота «Эль Гран Грифон» налетел на скалы одного из островов Шетландского архипелага, у северо-восточного побережья Шотландии. Пока галеон оставался на суше, его уже успели изрядно пограбить. Затем судно утащило в море, и оно затонуло. В 1720 году, через 132 года после крушения спуститься к лежащему на 32-метровой глубине кораблю решил английский капитан и изобретатель Джейкоб Роу. Он изобрел специальное устройство для водолазных работ, и решил испробовать его на деле. Изобретение Роу представляло собой большой медный «рог» с плотно завинчивающейся крышкой. Туда в весьма неудобной позе помещался водолаз, а чтобы он мог работать на дне, из «рога» торчали две кожаных «перчатки» на всю длину рук. Подводный агрегат капитана Джейкоба оказался штукой пригодной к использованию и при его помощи вполне можно было поднять ценности испанского галеона. Но сокровищ на «Эль Гран Грифоне» не оказалось. То ли их там вообще не было, то ли их достали раньше. Скорее всего первое. Другой корабль «Непобедимой армады» – «Сан Хуан де Сисилия» прибыл на один из островов Гебридского архипелага – у северного побережья Шотландии. Местный правитель Лахлан Маклин снабдил испанцев водой и провиантом. Он был убежденным врагом англичан и горел желанием помочь Испании. В течение нескольких месяцев «Сан Хуан де Сисилия» участвовал в северошотландских распрях, пока, наконец, его не взорвали. Считается, что взрыв устроил английский шпион. Вскоре появились слухи о том, что вместе с кораблем на дно ушли несметные сокровища. Их пытались найти еще в XVII веке с помощью примитивных водолазных колоколов. Искал их в XVIII веке и Джейкоб Роу, погружаясь на дно в своем металлическом «роге» Но и здесь талантливого изобретателя ждала неудача.

Ответов - 1

mort: даже интересно.. меня всегда привлекали затонувшие сокровища..!!!



полная версия страницы