Форум » Исторические произведения » Вонь Средневековья, зловоние романтизма, миазмы барокко » Ответить

Вонь Средневековья, зловоние романтизма, миазмы барокко

mort: Автор: МОрт Бета: отсутствует Тема: простите меня, но хотелось хоть немного раскрыть ее.. самое "ужасное и отвратительное" я не пишу... Но хотелось немного поговорить о неидеализированном. Статус: не закончен

Ответов - 25, стр: 1 2 All

mort: Вонь средневековья, зловоние романтизма, миазмы барокко… Многие из нас (стыдно сказать, но и я тоже) восхищаются историей. Им приятно ворошить пыль веков, приятно думать о прошедшем, смотреть на картины, одежду, украшения, читать исторические сочинения. Стыдно признаться, но и меня эта романтика захватывала, вдохновляла и я не чужд ей до сих пор. Но при этом как реалист, я прекрасно отдаю отчет, что все это не настолько красиво, как кажется. Слава Богу, что мы не можем осознать то время полностью…а прежде всего «обонять». Конечно же, даже мало читавший или наоборот «начитавшийся» А. и С. Галон * или Зюскинда могут минимально представить насколько «ароматными» были те времена. Но поверьте, это все очень мягко… прямо сказать невинно. Не рекомендую трепетным натурам читать дальше, потому что, наморщив свой прекрасный носик, они пойдут и сразу же воспользуются гелем для душа, или антиперсперантом, благо этого добра сейчас предостаточно. *Анна и Серж Галлон, авторы знаменитой «Анжелики и все-все-все». Грязное средневековье. Да… спешу уверить Вас, что все нелицеприятное, что вы слышали о Средневековье – правда. И это даже не инквизиция, пытки и казни и отсутствие банальных косметических продуктов. Гигиена была забыта в принципе, причем часто по идеологической точке зрения. Мыть голову можно было (внимание!) один раз в году, мыться самому немногим больше. Про короля историк писал, что он гордился тем, что мылся лишь при крещении и перед отпеванием. Голову нельзя было мыть, потому что можно было побеспокоить живущего там духа, а также навлечь несчастье и болезнь на свою голову. Обычно мылись только перед какими-то важными предприятиями, и то не всегда (свадьбы, похороны, походы, поездка в святые места и к мощам). Исподнее белье не меняли (да и у большей части населения его смены и не было, только оч. богатые могли позволить себе иметь несколько нижних рубах) и носили его до ветхости, пока оно просто не сыпалось с плеч. Мылись прямо в нем, заодно стирая его, но естественно грязно оно было невообразимо. Женщинам…хм… приходилось еще интереснее. Их нижние юбки (носить брюки или «порты» они не имели права) все были в жутких пятнах и воняли невообразимо. Сохранились упоминания о том (это был специальный свод правил), как следует «подвязываться» во время регул. Брался кусок материи, который пропускался между ногами и укреплялся на поясе. Каждый раз он естественно стирался и кипятился (полотно – дорогая вещь), но все нижние юбки все равно были в плачевном испачканном состоянии. Зубы из-за грубой и скудной пищи люди теряли очень рано, а те, которые сохранились были в жутчайшем состоянии. Только оч. богатые чистили и белили зубы меловым порошком или полоскали растворами. С остальными же было неприятно разговаривать… но этого никто почти не замечал, ведь вонь на улицах из-за отсутствия сточных вод и канализации была еще «насыщеннее». Ночные горшки выливали прямо на улицу, нередко с верхних этажей, но об этом знают решительно все… Интересно провести аналогию: сейчас мы морщимся и испытываем жуткую гадливость, когда мимо проходит бомж…быстро перебегаем в другой вагон метро. А еще несколько веков назад так мог пахнуть приличный вельможа. Неудивительно, что косметическая промышленность начала расцветать очень быстро – чем-то же надо было «забить» эту адскую вонь. Поэтому «в моде» были жгучие восточные, ядреные до невозможности ароматы и благовония, а также настоянные на спирту «Пармские воды», одеколоны и т.д. (кстати, их популярность вполне объяснима, пульвелизаторов не было, и чтобы «запах задержался» на коже нужно было практически втирать в себя, или протирать кожу кусочком замши, смоченном в содержимом флакона. Это служило не только ароматизацией, но и очищением кожи и своеобразным мытьем шеи. Уж лучше так, чем никак). Известно, что Наполеон, чтобы не «пахнуть конем», ежедневно выливал на себя флакон одеколона, заменяя этим другие гигиенические процедуры. Да и вообще в это время «ароматный душ», где вместо воды использовались духи или другие ароматические вещества был чрезвычайно популярен. Эпоха пышных париков и причесок –Вавилонских башен – особая статья. От этой эпохи нам достались в качестве настойчивого напоминания коробочки-блохоловки*, чучела животных на цепочках* и, конечно же, палочки для почесывания. В сокрытии запахов люди стали искуснее, ароматы изысканнее. Появились «пастилки» из мяты и фиалки, призванные скрыть кариозное амбре изо рта. Но, надо сказать, неприятные запахи все равно упорно не желали покидать человечество. *коробочки-блохоловки делались из драгоценных металлов, носились на теле или помещались в постель, наполнялись мускусом или веществом, привлекающим блох, чтобы они попадали туда (выбраться они уже не могли). Чучела животных тоже носились с собой, чтобы блохи перескакивали с дам в мех зверьков. Палочки для почесывания – отдельная песня – вши и блохи были у всех, а почесать высокую прическу или парик рукой просто невозможно. Процедуры для сохранения красоты, тоже были «ароматными». Например следовало оставить на ночь на лице кусок мяса, вымоченного в молоке (чтобы кожа стала нежной и белой). Холодильников в то время, как вы понимаете не было, скотобойни же находились в предместьях, так что все мясо чаще всего было «с душком». После такой ночи подходить к даме мог отважиться только точно также воняющий кавалер. Миазмы плоти не считались тогда чем-то зазорным, скорее наоборот – не можешь бороться – полюби это. Пот считался символом мужественности. Во время деревенских праздников мужчины засовывали себе в подмышечные впадины платки или яблоки, а потом отдавали эти (хм…) «знаки внимания» своим избранницам. На фоне Европы Россия выглядит едва ли не верхом культуры и оплотом гигиены. Здесь была баня, правда надо сказать для развенчания мифа о чистоте, что в ней не мылись, а скорее потели-парились. Да и то, многие считали баню уделом крестьянства, и предпочитали ходить «грязными», зато напудренными по европейской моде (спасибо Пете Первому и неповторимому). Да и вообще частота похода в баню многими историками-русофилами прошлого была сильно преувеличена. Дай Бог, чтобы раз в месяц или перед постами – смыть грехи (перед Рождественским, Пасхальным и Петровским). Многие возразят мне – зато летом часто купались в речке. Позвольте не согласится с вами – большинство взрослого населения, было занято на сельхозработах и в речке купались и удили рыбу, только представители беззаботного юного поколения, остальные же впахивали и потели в поле, редко выбирая время для омовения. Но справедливости ради надо сказать, что наши крестьянки, все-таки ходили на речку «порты и рубахи» стирать, хотя делали это не так часто, как нам представляется, так как знали, что от частой стирки белье изнашивается* Состояние и в Европе и в России отхожих мест оставляло желать лучшего. Или их попросту не было, или это были зловонные выгребные ямы, а у знати ночные вазы. Тут возникало еще много «интересностей». Туалетной бумаги долгое время не было в принципе. В деревнях летом подтирались травой, зимой – соломой (вот представьте себе эти колкие травинки на самых нежных частях тела), или не подтирались вообще ничем. (как ни странно самыми гигиеничными были восточные народы, которые несмотря на недостаток водных ресурсов, упорно мыли «эти» части тела, как завещал пророк). Позднее в Пушкинские времена знатные люди использовали для гигиены коленкор (тоже не сильно мягко, но уже терпимо). Так что шутки Рабле из «Гаргантюа» имеют под собой реальную основу* . А представьте как интересно было дамам в кринолинах. Мало того, что я не представляю, как они выдерживали это издевательство (от передавливания постоянно падая в обмороки, рождая недоношенных малышей и страдая от смещения органов), им приходилось изобретать преинтереснейшие способы для оправления естественных нужд. Например отличный вариант – «урыльник» (название пошло естественно от слова «урина» - моча, но потом переделалось на наш лад). Это своеобразный сосуд, который можно принять за соусник (кстати многие антиквары покупали и продавали его, как посуду ))):: ) с широким носом и краем. Его фрейлины подсовывали под платье, чтобы дама могла пописать. Весело? А для пущего веселья на донышке на фарфоре делали эмалированный глаз и надпись «А я все вижу» и это было предметом шуток многих дам. Естественно нижний кринолин все равно часто страдал и «попахивал». В воспоминаниях Екатерины Второй (которая тогда была просто «Фике») можно встретить интересный эпизод. Фрейлины «для прикола» принесли ей показать платья известной дамы, очень красиво скроенные и украшенные, но которые все изнутри были подбиты клеенкой. Дама после неудачных родов страдала недержанием (а естественно об операциях и лечении тогда не имели и понятия). Екатерина вспоминала, что платья жутко воняли (ведь стирать их было не принято) и она тут же попросила «вынести их вон». Можно привести и воспоминания Осиповой-Россет, которой после операции пришлось лежать несколько месяцев на боку без движения, «не имея сил удержать исходящее из меня», не моясь и испытывая отвращение к себе и к жизни. Правда спешу обрадовать чутких читателей по счастью последней несказанно повезло, разрывы зажили и она даже сумела устроить свою судьбу и оставить наследников. * да и стирка тогда была очень жестокой для ткани, стирали деревянными валиками, или камнями и оттирали воротники пемзой. (а мы жалуемся сейчас, что стиральная машина «вымывает» цвет и растягивает вещи) *кто не читал «Гаргантюа и Пантагрюэль» объясню, что речь идет о том, что герой искал чем же мягче всего подтирать зад и перепробовал много всего Продолжение следует…

пис_aka: Интересное изложение, я бы сказала, облагораживает любую тему. На самом деле, неплохо было посмотреть на авторскую подборку "душистых" фактов, которые вроде и все знают, но так, чтобы поставить в один ряд и полюбоваться, в голову не приходит. Жду продолжения. Миазмы барокко, говорите... Что-то мне разонравилась моя идея...

БезобразнаяЭльза: Ыыыы... Нет, я знаю об этом, но жутко все равно. Кстати, на Руси дела обстояли лучше, и одна из наших царевен (увы, я, как обычно, не знаю ни кто именно, ни когда именно))) после принятия Русью христьянства вышла замуж за какого-то иноземного царственного отпрыска и писала на родину слезные письма, что жить во всем этом кошмаре не могет...


пис_aka: БезобразнаяЭльза Может, одна из дочерей Ярослава?? Одну за французского выдали, другую за норвежского, а третью за венгерского.

БезобразнаяЭльза: пис_aka Это надо искать историка, который лекцию читал и требовать доказательств )) (Предъявить заплаканный царевной платок и т.д.)

mort: насколько помню я , - это была дочь Ярослава, которую выдали во Францию. она действительно писала на Родину, насколько неприятно и неприветно в чужой сторонке. (кстати я упомянул, о том, что в России как раз-таки дела с гигиеной обстояли лучше)

Potion_master: Может, поэтому я всегда любил античную культуру... Термы, гетеры, мальчики...

пис_aka: Potion_master

Potion_master: На самом деле лично мне, например, страшно представить, что бы было с Европой без Крестовых походов. Ибо сами благовония и обычай душиться ими привезли оттуда. До этого обходились, конечно, своими силами, но... Еще любопытная тема - простите, дамы - отхожие места. Как в вопросах запаха, так и в вопросах гигиены. Хотя это актуально не только для Европы. Комнатки раздумий любили делать в башнях, чтобы.... ну вы поняли что, просто сваливалось вниз. Если мне память не изменяет, кажется, в Персии вырезали целую царскую династию, проникнув по отвесной стене через сортир. Про всякие Тюльири, из которых просто выезжали раз в сезон, потому что жить там было уж невозможно...

mort: Да я планирую может быть еще немного остановиться на "нужниках". Между прочим у Петра Первого в маленьком домике был оч. приличный сортир... (деревянные полностью закрытые мостки, вырезанная ступенька и отверстие. Пользоваться им имел право только он сам, так что можно было даже присаживаться. По бокам на стенах были канделябры, стены были оббиты тканевыми обоями для тепла. в общем почти приличненько. Во Франции во времена Наполеона (да и сам Наполеон тоже) предпочитали пользоваться "стульчаками". т.е. закрытый стул (похожий на тумбочку) с деревянной крышкой, а внутри ночная фарфоровая ваза, которую можно потом было очищать. Особым шиком считалось изобразить золотом свой вензель. Часто в Европе сортиром становилась старая бочка вкопанная в землю. после наполнения ее закапывали полностью... вонь конечно стояла ужасная.. Культурой никто себя не обременял и ночные вазы из спален выбрасывались прямо под окна и интересно то, что старались сделать это не на задний двор, а прямо из окон выходящих на улицу. Венеция и Париж были настолько грязны, что знатные дамы ходили со специальными слугами, которые "переносили их на руках" через ароматные кучи или ручьи..

Potion_master: Петр это все-таки уже не совсем "мрачное средневековье". Хотя те же Людовики многочисленые... Не на тему запахов, а просто курьез: у Ивана Грозного стены бани были каким-то образом отделаны свинцом - "от сглаза". Или на случай ядерной войны, я не знаю...

Tanjusha: У Бокаччо в "Декамероне" можно встретить несколько упоминаний об устройстве отхожего места. В новелле пятой второго дня описано такое устройство: два бруса, перекинутые через узкий проулок между домами на уровне второго-третьего этажа, и поперек них - пара досок. Вот эта пара досок и есть - то самое место. В общем-то, оба хозяина соседних домов периодически очищали этот туалет. В 1330 году во Флоренции во дворце Даванцати впервые появляются туалеты, почти в современном смысле этого слова - специальные кабинки в толще стены, которые сообщались с особыми сточными колодцами, под домом. То есть, существует документальное упоминание об этих устройствах. К концу XV века такие туалеты появились не только во дворцах, но и просто в зажиточных домах. В среднем, раз в год они опустошались; содержимое отвозилось к центральным городским ямам-свалкам. В XIV веке такая свалка располагалась около доминиканской церкви Санта Мария Новелла (там происходит действие новеллы девятой восьмого дня "Декамерона"). История таких туалетов задокументирована благодаря многочисленным проблемам, связанным с их эксплуатацией: конфликты при использовании одной ямы несколькими соседями, расположение ямы под домом соседа, счета за выкапывание ям и за их регулярную очистку, затопление нижнего этажа перехлестнувшим через край содержимым. Канализационныые трубы во Флоренции были керамическими. В контрактах на постройку фундаментов домов можно найти требования на оставление дыр для подключения к каналазации - общей выгребной яме для нескольких домов, идущей вдоль улицы. Это описывается не только у Бокаччо, но и в некоторых трудах по архитектуре средневековой Флоренции ( у Антоние ди Сен Паоло Бенивьени и др)

Tanjusha: А вот кто бы рассказал, про то как русские мылись в печке? Встречается такое упоминание в литературе, и не раз. И как это было?

mort: так это я вам запросто расскажу. (кстати бабушка говорила, что во время войны (бани были разобраны на дрова, заняты немцами и т.д.) опять вернулась традиция мыться в печке. так как воды и дров надо немного.. В печках раньше мылись в тех районах, где бани у русского населения не были зафиксированы. Из воспоминаний князя В.Н. Тенишева (1899 год) (между прочим хорошо знаю этого князя, и его поместье потрясающий был "просветитель". «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны, и мыться можно одному свободно сидя. Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову щелоком, потом окатывается водой в сарае. Приготовлений нужно совсем немного: только с утра поставить в печь чугунок с водой», – сообщалось из Мольского прихода Тотемского уезда Вологодской губернии. В основном, мытье в печи было характерно для более южных областей, находящихся в пределах Старорязанского и Владимиро-Суздальского княжеств (Рязанская, Тульская, Московская, Ярославская, Владимирская, Калужская губернии). но как я уже сказал в войну традиция вернулась, именно потому что дров надо мало и можно никуда из избы не выходить. главное чтобы печь была дост. большая и просторная.. (т.е. ночью ее топили - она не остыла, чугунок с водой горячий, сидишь там - с тебя "сходит пот", а потом водой моешься.. вот так... тяжело конечно, но что поделать..

Tanjusha: mort пишет: тяжело конечно, но что поделать.. Разве тяжело? Наверно уютненько так ... Тепло и компактно

пис_aka: Но, думаю, не так много найдется желающих обменять современные удобства на теплоту и компактность.

Tanjusha: пис_aka пишет: не так много найдется желающих обменять современные удобства на теплоту и компактность Ну, как посмотреть! В любом явлении есть и плюсы и минусы. И в современных удобствах есть много негативных моментов, и в мытье в печке есть много позитивных удовольствий. Честно говоря, вот учусь в аспирантуре, и просто руки чешутся взять себе тему "Цивилизация и канализация". Останавливает глобальность вопроса и моя собственная скудость, чтобы его как следует осветить. Исторический аспект мало изучен и огромен. А соверемнное положение этого явления нашей жизни так тесно проросло в вопросы экологии, что просто ... страшно. Ну, а если заглянуть в будущее ... воообще мрак. Забавно, как многие писатели-фантасты виртуозно обходят вопросы космического мусора и канализации отходов. Да и товарищи из жанра фэнтези тоже как-то про это самое, не очень. Вот воины, например, чтобы неприятель не учуял их по запаху и не обнаружил, вынуждены были уносить все отходы своих естсественных отправлений в мешках. Представляете, были ведь среди них такие, кто за это отвечал. Кто ж о таком напишет? Это совершенно неприятно для нежных девушков! Замечательная тема, и мой респект morty за то,что она тут появилась.

mort: да мне тоже всегда было интересно (я вообще.. вот писака не даст соврать) сторонник реалиЗЬМА, так что всегда читая фэнтэзюхи задумывался.. ну а ГАДИЛИ то они куда и когда.. и чем простите подтирались... и т.д... простите пожалуйста благородные дамы... кстати во дворцах с канализацией было совсем не очень и была даже специальная должность - особые слуги они носили специальные маски (с отверстиями для глаз и длиной до подбородка, так как вонь стояла аццкая ) и носили по комнатам горшки. Соответственно чтобы "сделать свои дела" надо было поймать этого слугу, когда он проходил мимо комнаты... в общем такие "дежурные по горшкам" (или даже "с горшком")

пис_aka: кстати, тепленькая была должность... если при короле каком-нибудь. французском, к примеру. как там было? хранитель королевского ночного горшка??

mort: еще пара слов о канализации. В средневековых крошечных переулках хорошо было тем, кто жил на высоких этажах (ну конечно не в каморке под самой крышей, но и не на первом (вонь стояла ужаснейшая). Часто если улочка была узкой, соединялись два дома "мостками" с дыркой посередине.. Это и была "выгребная яма", а гадили просто вниз... хорошо если это был внутренний дворик, но не всегда. Джованни Бокаччо обыграл это в одной из новелл Декамерона, но многие ее не понимают именно из-за отсутствия представления о подобных "мостках". Интересно и то, что в Европе и в России даже когда появился водопровод, с канализацией все еще было очень и очень плохо. Даже во Дворцах зачастую уже были ванные комнаты с водопроводом, а вот "ходили до ветру" по старинке в яму (более окультуренную конечно), или в фаянсовую посуду (коей по сути и является ночной горшок). Мегаполисы уже тогда выдавали "пардон дамы", столько г...на, что с ним невозможно было справиться. Даже когда появились так называемые сточные воды количество отходов было таким, что мы потеряли огромное количество, маленьких речушек, ручейков и источников в Москве и Петербурге. Делали ведь просто - выводили сток прямо в реку. И через небольшое надо сказать время, крошечные речки (особенно это чувствовалось в Петербурге) становились реально реками д....ма. (и это учитывая то, что к канализации были подключены далеко не все дома, скорее наоборот. Многие из этих несчастных речек пришлось "убрать под землю", а то и просто засыпать сток, как в центре Москвы. Вонь от незасыпанных, да и засыпанных речек, вы можете себе представить.. Вечером и утром над этими местами наблюдался особенно едкий и неприятный туман.

Annabel: mort , читаю и радуюсь, что живу в наше время, хе-хе... Хотя, если подумать, наши потомки наверняка лет так через триста будут читать архивные материалы и недоумевать, как мы жили))) Впрочем, я помню времена (лет так 15 назад всего), когда жила без сотового телефона, компьютера и интернета)))) Хех)))

Александра Огеньская: Ох, до чего верный опус. Хе, как дипломированный историк. ранее занимавшийся Средневековьем, могу подтвердить - времена были вонючие... И верно, точно описаны. И здорово, что такие данные сведены в одно связное рассуждение. Получила удовольстиве от прочтения. Спасибо.

mort: А теперь мне хотелось бы перейти к более позднему моменту истории, но который "отбросил" расцвет гигиены в нашей стране на долгие и долгие годы. Революция...я не буду оценивать ее политически, просто поговорим о проблемах, с которыми столкнулись после. Естественно исчез тот культурный слой социума, который насаждал эту самую гигиену и косметическую промышленность. В прошлом осталось ароматное Брокаровское мыло, притирания и бальзамы от петербургских и заграничных контор. Девушки больше не пахли "букетом императрицы". Любая война, революция и историч. потрясения отбрасывают гигиену назад, но в нашей стране это почувствовалось особенно остро. Мыться стали редко - в Петербурге нужно было экономить дрова и воду, первыми как всегда исчезли спички и мыло. Как результат - разгул тифа, переносимого "домашними животнами", гнездящимися на человеке. Солдатские шинели естественно не стирались, а после дождя только высушивались, они впитывали пот, грязь и воняли отвратительнейшим образом. Обрезов ткани для портянок было не достать... К тому же по какой=то политической причине считалось, что часто мыться и следить за собой - признак "недобитой интеллигенции" и того самого буржуя, которого нужно искоренить.. Вот тут-то и появились все эти громкие высказывания "Трудовой пот утирая с лица", "Пропотев у станка всю смену".... Интересно, эти самые "воспевальщики" не пробовали посидеть рядом с этим самым работягой, с жутким перегаром после вчерашнего, запахом дешевой махорки и не смываемого (потому что просто негде, да и зачем) пота. "Рабфаковки" - эти девушки в красных косынках, получающие образование, стайками мчащиеся в учебное заведение часто после этой самой смены у станка. Профессура, раньше преподававшая только отпрыскам благородных семей оставляла иногда записи - сегодня не мог читать лекцию, попросил девушек сходить "проветриться". Голову после революции мыли "чем придется", в ход шли старинные рецепты - зола, щелок и т.д. Нижнего белья стало не хватать, девушки шили "трусики" из чего придется. Ваты не хватало больным и раненым, не то, что для нужд населения. Зинаида Гиппиус вела в революционном Петрограде дневник, где отразила всю глубину падения народа. И начались безрадостные годы, только в 20-х годах опять заработали косметические заводы, но обычным людям их продукцию достать было невозможно. Причем многие наименования вообще исчезли из продажи - так как госплан утверждал, что нужно советскому человеку, а без чего можно обойтись. Спасением от пота (и похмелья) на долгие годы стал одеколон - он же "обеззараживающим" после бритья (естественно у многих на пропитых же рожах раздражение от спирта было ужаснейшее). Аромат ног же естественно не перебивался вообще ничем. Летом в трамваях было невозможно ездить и многие "недобитые интеллигенты" предпочитали передвигаться пешком, но дольше, зато не испытывая дискомфорта... Легче всего было зимой - валенки из натурального войлока, вернувшиеся в то время в неотапливаемые города были более гигиеничной обувью. Зубной порошок выдавался не более одной коробочки в руки и то был "ценностью". В коммунальных квартирах его не оставляли в ванной (потому что вернувшись точно не обнаружишь заветной тары). Между прочим у многих работяг в то время зубной щетки не было в принципе.. максимум что они с утра позволяли себе -прополоскать рот водой. (продолжение следует)

Tanjusha: Жалко, что продолжения до сих пор так и не последовало. Вопрос чистки зубов совершенно не раскрыт. А ведь интересно, как ухаживали за зубами. Я думаю, что ранние браки в какой-то мере обусловливались и состоянием зубов. В 14-15 лет зубы еще в основном в порядке и не мешают общаться влюбленным. После 20-ти, особенно у женщин скорее всего появлялись многочисленные зубовные проблемы. Еще со времен древнего Египта люди стремились очистить зубы. После еды применялась палочка для удаления остатков пищи. С одного конца палочка была острая, с другого расплющенная в виде кисточки. Самые пекущиеся о себе, полоскали зубы после еды водой. Некоторые для укрепления зубов втирали в десны луковый сок. Для чистки зубов применялись порошки, содержащие толченую кость или рог животного, размельченные раковины или что-то аналогичное. Для освежения дыхания иногда в порошки добавляли сок или масло какого-нибудь ароматического растения.

mort: мне просто времени для продолжения нет.. но можно открыть проблему чистки зубов...



полная версия страницы