Форум » Исторические произведения » Вонь Средневековья, зловоние романтизма, миазмы барокко » Ответить

Вонь Средневековья, зловоние романтизма, миазмы барокко

mort: Автор: МОрт Бета: отсутствует Тема: простите меня, но хотелось хоть немного раскрыть ее.. самое "ужасное и отвратительное" я не пишу... Но хотелось немного поговорить о неидеализированном. Статус: не закончен

Ответов - 25, стр: 1 2 All

mort: Вонь средневековья, зловоние романтизма, миазмы барокко… Многие из нас (стыдно сказать, но и я тоже) восхищаются историей. Им приятно ворошить пыль веков, приятно думать о прошедшем, смотреть на картины, одежду, украшения, читать исторические сочинения. Стыдно признаться, но и меня эта романтика захватывала, вдохновляла и я не чужд ей до сих пор. Но при этом как реалист, я прекрасно отдаю отчет, что все это не настолько красиво, как кажется. Слава Богу, что мы не можем осознать то время полностью…а прежде всего «обонять». Конечно же, даже мало читавший или наоборот «начитавшийся» А. и С. Галон * или Зюскинда могут минимально представить насколько «ароматными» были те времена. Но поверьте, это все очень мягко… прямо сказать невинно. Не рекомендую трепетным натурам читать дальше, потому что, наморщив свой прекрасный носик, они пойдут и сразу же воспользуются гелем для душа, или антиперсперантом, благо этого добра сейчас предостаточно. *Анна и Серж Галлон, авторы знаменитой «Анжелики и все-все-все». Грязное средневековье. Да… спешу уверить Вас, что все нелицеприятное, что вы слышали о Средневековье – правда. И это даже не инквизиция, пытки и казни и отсутствие банальных косметических продуктов. Гигиена была забыта в принципе, причем часто по идеологической точке зрения. Мыть голову можно было (внимание!) один раз в году, мыться самому немногим больше. Про короля историк писал, что он гордился тем, что мылся лишь при крещении и перед отпеванием. Голову нельзя было мыть, потому что можно было побеспокоить живущего там духа, а также навлечь несчастье и болезнь на свою голову. Обычно мылись только перед какими-то важными предприятиями, и то не всегда (свадьбы, похороны, походы, поездка в святые места и к мощам). Исподнее белье не меняли (да и у большей части населения его смены и не было, только оч. богатые могли позволить себе иметь несколько нижних рубах) и носили его до ветхости, пока оно просто не сыпалось с плеч. Мылись прямо в нем, заодно стирая его, но естественно грязно оно было невообразимо. Женщинам…хм… приходилось еще интереснее. Их нижние юбки (носить брюки или «порты» они не имели права) все были в жутких пятнах и воняли невообразимо. Сохранились упоминания о том (это был специальный свод правил), как следует «подвязываться» во время регул. Брался кусок материи, который пропускался между ногами и укреплялся на поясе. Каждый раз он естественно стирался и кипятился (полотно – дорогая вещь), но все нижние юбки все равно были в плачевном испачканном состоянии. Зубы из-за грубой и скудной пищи люди теряли очень рано, а те, которые сохранились были в жутчайшем состоянии. Только оч. богатые чистили и белили зубы меловым порошком или полоскали растворами. С остальными же было неприятно разговаривать… но этого никто почти не замечал, ведь вонь на улицах из-за отсутствия сточных вод и канализации была еще «насыщеннее». Ночные горшки выливали прямо на улицу, нередко с верхних этажей, но об этом знают решительно все… Интересно провести аналогию: сейчас мы морщимся и испытываем жуткую гадливость, когда мимо проходит бомж…быстро перебегаем в другой вагон метро. А еще несколько веков назад так мог пахнуть приличный вельможа. Неудивительно, что косметическая промышленность начала расцветать очень быстро – чем-то же надо было «забить» эту адскую вонь. Поэтому «в моде» были жгучие восточные, ядреные до невозможности ароматы и благовония, а также настоянные на спирту «Пармские воды», одеколоны и т.д. (кстати, их популярность вполне объяснима, пульвелизаторов не было, и чтобы «запах задержался» на коже нужно было практически втирать в себя, или протирать кожу кусочком замши, смоченном в содержимом флакона. Это служило не только ароматизацией, но и очищением кожи и своеобразным мытьем шеи. Уж лучше так, чем никак). Известно, что Наполеон, чтобы не «пахнуть конем», ежедневно выливал на себя флакон одеколона, заменяя этим другие гигиенические процедуры. Да и вообще в это время «ароматный душ», где вместо воды использовались духи или другие ароматические вещества был чрезвычайно популярен. Эпоха пышных париков и причесок –Вавилонских башен – особая статья. От этой эпохи нам достались в качестве настойчивого напоминания коробочки-блохоловки*, чучела животных на цепочках* и, конечно же, палочки для почесывания. В сокрытии запахов люди стали искуснее, ароматы изысканнее. Появились «пастилки» из мяты и фиалки, призванные скрыть кариозное амбре изо рта. Но, надо сказать, неприятные запахи все равно упорно не желали покидать человечество. *коробочки-блохоловки делались из драгоценных металлов, носились на теле или помещались в постель, наполнялись мускусом или веществом, привлекающим блох, чтобы они попадали туда (выбраться они уже не могли). Чучела животных тоже носились с собой, чтобы блохи перескакивали с дам в мех зверьков. Палочки для почесывания – отдельная песня – вши и блохи были у всех, а почесать высокую прическу или парик рукой просто невозможно. Процедуры для сохранения красоты, тоже были «ароматными». Например следовало оставить на ночь на лице кусок мяса, вымоченного в молоке (чтобы кожа стала нежной и белой). Холодильников в то время, как вы понимаете не было, скотобойни же находились в предместьях, так что все мясо чаще всего было «с душком». После такой ночи подходить к даме мог отважиться только точно также воняющий кавалер. Миазмы плоти не считались тогда чем-то зазорным, скорее наоборот – не можешь бороться – полюби это. Пот считался символом мужественности. Во время деревенских праздников мужчины засовывали себе в подмышечные впадины платки или яблоки, а потом отдавали эти (хм…) «знаки внимания» своим избранницам. На фоне Европы Россия выглядит едва ли не верхом культуры и оплотом гигиены. Здесь была баня, правда надо сказать для развенчания мифа о чистоте, что в ней не мылись, а скорее потели-парились. Да и то, многие считали баню уделом крестьянства, и предпочитали ходить «грязными», зато напудренными по европейской моде (спасибо Пете Первому и неповторимому). Да и вообще частота похода в баню многими историками-русофилами прошлого была сильно преувеличена. Дай Бог, чтобы раз в месяц или перед постами – смыть грехи (перед Рождественским, Пасхальным и Петровским). Многие возразят мне – зато летом часто купались в речке. Позвольте не согласится с вами – большинство взрослого населения, было занято на сельхозработах и в речке купались и удили рыбу, только представители беззаботного юного поколения, остальные же впахивали и потели в поле, редко выбирая время для омовения. Но справедливости ради надо сказать, что наши крестьянки, все-таки ходили на речку «порты и рубахи» стирать, хотя делали это не так часто, как нам представляется, так как знали, что от частой стирки белье изнашивается* Состояние и в Европе и в России отхожих мест оставляло желать лучшего. Или их попросту не было, или это были зловонные выгребные ямы, а у знати ночные вазы. Тут возникало еще много «интересностей». Туалетной бумаги долгое время не было в принципе. В деревнях летом подтирались травой, зимой – соломой (вот представьте себе эти колкие травинки на самых нежных частях тела), или не подтирались вообще ничем. (как ни странно самыми гигиеничными были восточные народы, которые несмотря на недостаток водных ресурсов, упорно мыли «эти» части тела, как завещал пророк). Позднее в Пушкинские времена знатные люди использовали для гигиены коленкор (тоже не сильно мягко, но уже терпимо). Так что шутки Рабле из «Гаргантюа» имеют под собой реальную основу* . А представьте как интересно было дамам в кринолинах. Мало того, что я не представляю, как они выдерживали это издевательство (от передавливания постоянно падая в обмороки, рождая недоношенных малышей и страдая от смещения органов), им приходилось изобретать преинтереснейшие способы для оправления естественных нужд. Например отличный вариант – «урыльник» (название пошло естественно от слова «урина» - моча, но потом переделалось на наш лад). Это своеобразный сосуд, который можно принять за соусник (кстати многие антиквары покупали и продавали его, как посуду ))):: ) с широким носом и краем. Его фрейлины подсовывали под платье, чтобы дама могла пописать. Весело? А для пущего веселья на донышке на фарфоре делали эмалированный глаз и надпись «А я все вижу» и это было предметом шуток многих дам. Естественно нижний кринолин все равно часто страдал и «попахивал». В воспоминаниях Екатерины Второй (которая тогда была просто «Фике») можно встретить интересный эпизод. Фрейлины «для прикола» принесли ей показать платья известной дамы, очень красиво скроенные и украшенные, но которые все изнутри были подбиты клеенкой. Дама после неудачных родов страдала недержанием (а естественно об операциях и лечении тогда не имели и понятия). Екатерина вспоминала, что платья жутко воняли (ведь стирать их было не принято) и она тут же попросила «вынести их вон». Можно привести и воспоминания Осиповой-Россет, которой после операции пришлось лежать несколько месяцев на боку без движения, «не имея сил удержать исходящее из меня», не моясь и испытывая отвращение к себе и к жизни. Правда спешу обрадовать чутких читателей по счастью последней несказанно повезло, разрывы зажили и она даже сумела устроить свою судьбу и оставить наследников. * да и стирка тогда была очень жестокой для ткани, стирали деревянными валиками, или камнями и оттирали воротники пемзой. (а мы жалуемся сейчас, что стиральная машина «вымывает» цвет и растягивает вещи) *кто не читал «Гаргантюа и Пантагрюэль» объясню, что речь идет о том, что герой искал чем же мягче всего подтирать зад и перепробовал много всего Продолжение следует…

пис_aka: Интересное изложение, я бы сказала, облагораживает любую тему. На самом деле, неплохо было посмотреть на авторскую подборку "душистых" фактов, которые вроде и все знают, но так, чтобы поставить в один ряд и полюбоваться, в голову не приходит. Жду продолжения. Миазмы барокко, говорите... Что-то мне разонравилась моя идея...

БезобразнаяЭльза: Ыыыы... Нет, я знаю об этом, но жутко все равно. Кстати, на Руси дела обстояли лучше, и одна из наших царевен (увы, я, как обычно, не знаю ни кто именно, ни когда именно))) после принятия Русью христьянства вышла замуж за какого-то иноземного царственного отпрыска и писала на родину слезные письма, что жить во всем этом кошмаре не могет...


пис_aka: БезобразнаяЭльза Может, одна из дочерей Ярослава?? Одну за французского выдали, другую за норвежского, а третью за венгерского.

БезобразнаяЭльза: пис_aka Это надо искать историка, который лекцию читал и требовать доказательств )) (Предъявить заплаканный царевной платок и т.д.)

mort: насколько помню я , - это была дочь Ярослава, которую выдали во Францию. она действительно писала на Родину, насколько неприятно и неприветно в чужой сторонке. (кстати я упомянул, о том, что в России как раз-таки дела с гигиеной обстояли лучше)

Potion_master: Может, поэтому я всегда любил античную культуру... Термы, гетеры, мальчики...

пис_aka: Potion_master

Potion_master: На самом деле лично мне, например, страшно представить, что бы было с Европой без Крестовых походов. Ибо сами благовония и обычай душиться ими привезли оттуда. До этого обходились, конечно, своими силами, но... Еще любопытная тема - простите, дамы - отхожие места. Как в вопросах запаха, так и в вопросах гигиены. Хотя это актуально не только для Европы. Комнатки раздумий любили делать в башнях, чтобы.... ну вы поняли что, просто сваливалось вниз. Если мне память не изменяет, кажется, в Персии вырезали целую царскую династию, проникнув по отвесной стене через сортир. Про всякие Тюльири, из которых просто выезжали раз в сезон, потому что жить там было уж невозможно...

mort: Да я планирую может быть еще немного остановиться на "нужниках". Между прочим у Петра Первого в маленьком домике был оч. приличный сортир... (деревянные полностью закрытые мостки, вырезанная ступенька и отверстие. Пользоваться им имел право только он сам, так что можно было даже присаживаться. По бокам на стенах были канделябры, стены были оббиты тканевыми обоями для тепла. в общем почти приличненько. Во Франции во времена Наполеона (да и сам Наполеон тоже) предпочитали пользоваться "стульчаками". т.е. закрытый стул (похожий на тумбочку) с деревянной крышкой, а внутри ночная фарфоровая ваза, которую можно потом было очищать. Особым шиком считалось изобразить золотом свой вензель. Часто в Европе сортиром становилась старая бочка вкопанная в землю. после наполнения ее закапывали полностью... вонь конечно стояла ужасная.. Культурой никто себя не обременял и ночные вазы из спален выбрасывались прямо под окна и интересно то, что старались сделать это не на задний двор, а прямо из окон выходящих на улицу. Венеция и Париж были настолько грязны, что знатные дамы ходили со специальными слугами, которые "переносили их на руках" через ароматные кучи или ручьи..

Potion_master: Петр это все-таки уже не совсем "мрачное средневековье". Хотя те же Людовики многочисленые... Не на тему запахов, а просто курьез: у Ивана Грозного стены бани были каким-то образом отделаны свинцом - "от сглаза". Или на случай ядерной войны, я не знаю...

Tanjusha: У Бокаччо в "Декамероне" можно встретить несколько упоминаний об устройстве отхожего места. В новелле пятой второго дня описано такое устройство: два бруса, перекинутые через узкий проулок между домами на уровне второго-третьего этажа, и поперек них - пара досок. Вот эта пара досок и есть - то самое место. В общем-то, оба хозяина соседних домов периодически очищали этот туалет. В 1330 году во Флоренции во дворце Даванцати впервые появляются туалеты, почти в современном смысле этого слова - специальные кабинки в толще стены, которые сообщались с особыми сточными колодцами, под домом. То есть, существует документальное упоминание об этих устройствах. К концу XV века такие туалеты появились не только во дворцах, но и просто в зажиточных домах. В среднем, раз в год они опустошались; содержимое отвозилось к центральным городским ямам-свалкам. В XIV веке такая свалка располагалась около доминиканской церкви Санта Мария Новелла (там происходит действие новеллы девятой восьмого дня "Декамерона"). История таких туалетов задокументирована благодаря многочисленным проблемам, связанным с их эксплуатацией: конфликты при использовании одной ямы несколькими соседями, расположение ямы под домом соседа, счета за выкапывание ям и за их регулярную очистку, затопление нижнего этажа перехлестнувшим через край содержимым. Канализационныые трубы во Флоренции были керамическими. В контрактах на постройку фундаментов домов можно найти требования на оставление дыр для подключения к каналазации - общей выгребной яме для нескольких домов, идущей вдоль улицы. Это описывается не только у Бокаччо, но и в некоторых трудах по архитектуре средневековой Флоренции ( у Антоние ди Сен Паоло Бенивьени и др)

Tanjusha: А вот кто бы рассказал, про то как русские мылись в печке? Встречается такое упоминание в литературе, и не раз. И как это было?

mort: так это я вам запросто расскажу. (кстати бабушка говорила, что во время войны (бани были разобраны на дрова, заняты немцами и т.д.) опять вернулась традиция мыться в печке. так как воды и дров надо немного.. В печках раньше мылись в тех районах, где бани у русского населения не были зафиксированы. Из воспоминаний князя В.Н. Тенишева (1899 год) (между прочим хорошо знаю этого князя, и его поместье потрясающий был "просветитель". «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны, и мыться можно одному свободно сидя. Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову щелоком, потом окатывается водой в сарае. Приготовлений нужно совсем немного: только с утра поставить в печь чугунок с водой», – сообщалось из Мольского прихода Тотемского уезда Вологодской губернии. В основном, мытье в печи было характерно для более южных областей, находящихся в пределах Старорязанского и Владимиро-Суздальского княжеств (Рязанская, Тульская, Московская, Ярославская, Владимирская, Калужская губернии). но как я уже сказал в войну традиция вернулась, именно потому что дров надо мало и можно никуда из избы не выходить. главное чтобы печь была дост. большая и просторная.. (т.е. ночью ее топили - она не остыла, чугунок с водой горячий, сидишь там - с тебя "сходит пот", а потом водой моешься.. вот так... тяжело конечно, но что поделать..

Tanjusha: mort пишет: тяжело конечно, но что поделать.. Разве тяжело? Наверно уютненько так ... Тепло и компактно



полная версия страницы